Рабочая лошадка (ofena) wrote,
Рабочая лошадка
ofena

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Про живопись. Часть последняя

Продолжение книжки с картинками про живопись. Часть 11, она же последняя (некоторые из оставшихся жанров и заключительный реверанс).

В картине Венецианова "На пашне. Весна" крестьянка заметно выше лошадей.
Это совершенно неправильно с житейской точки зрения, однако обычно никто из моих собеседников, смотрящих на картину, этого не видит, пока не скажешь. Зато когда я на это указываю, то У ВСЕХ (я не помню ни единого исключения) одна и та же реакция. На десятках (если не сотнях) лекций, экскурсий, частных занятий, просто прогулок по Третьяковке – одна и та же фраза в ответ. Если не произнесенная сразу (как правило ее произносят сразу, но не всегда), то озвученная некоторое время спустя в разговоре... Печальное подтверждение того, сколь много в наших мозгах построено на штампах. Вам назвать эту фразу или не нужно? Лучше не буду. Сами поймете.



О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА?
Если исторический жанр обращен к прошлому, то бытовой жанр – к настоящему, к повседневной жизни, современной художнику. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. Казалось бы, что может быть интересного в изображении обычной, ничем не примечательной жизни? Но, во-первых, то, что обычно для художника XVII века, может быть любопытным для зрителя XXI века – мы получаем возможность наблюдать жизнь давно ушедших эпох. А во-вторых, тебе, конечно, уже давно стало ясно, что сюжет и рассказ – не самое главное в картине. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты.
Бытовой жанр появился в Голландии, где в XVII веке люди вели тихую, размеренную жизнь, и им вовсе не интересно было украшать свои скромные жилища портретами королей или мифологическими картинами. Им приятно было видеть собственную жизнь, свои комнаты, свои занятия и досуг изображенными в картине – так они любовались собой и своим бытом, как мы сегодня любуемся, например, мастерски сделанной фотографией нашей комнаты, или любимого кота в кресле, или приятелей, собравшихся поболтать за чашкой чая.
А голландские живописцы очень хорошо умели представить быт уютным, мирным и в то же время поэтичным. Таким мастером был Ян Вермер из города Делфта. Прежде всего, ему великолепно удавалось изображать внутреннее пространство чистеньких голландских домиков, их интерьеры. Слово «интерьер» означает «внутри». Изображение интерьера требует мастерства и хорошего знания перспективы. Картина с видом интерьера – с мебелью, коврами, убранством комнаты – может быть очень интересной, так что интерьер даже стал отдельным жанром.


Питер де Хох. Мать. Около 1660. Холст, масло. 52,5х61. Рийксмузеум, Амстердам


Григорий Сорока. Кабинет в Островках. 1844. Холст, масло. Государственный Русский музей

Но вернемся к Вермеру Делфтскому и его жанрам. Картины художника наполнены мягким светом, льющимся из окон. Здесь царит тишина. Герои картин Вермера часто погружены в задумчивость или ведут между собой неспешную беседу. Словом – это царство уюта и гармонии, там есть покой, а может быть и счастье.


Ян Вермер. Девушка с письмом. 1657. Холст, масло. 83х64,5. Картинная галерея, Дрезден

В русской живописи первым мастером бытового жанра стал Венецианов. Он изображал хорошо знакомую ему крестьянскую жизнь. Часто в картинах Венецианова человека окружает природа. В картине «На пашне. Весна» женщина ведет под уздцы двух лошадей, запряженных в борону – большущие грабли, разрыхляющие землю. А на краю поля сидит ребенок, занятый игрой.


Алексей Венецианов. На пашне. Весна. 1820-е. Холст, масло. 51,2х65,5. Государственная Третьяковская галерея

В этой композиции есть одна несоразмерность: крестьянка выше лошадей, а ведь это настоящие, большие рабочие лошади, а вовсе не пони. Что же, получается, художник не умел правдиво изобразить человеческую фигуру или лошадь? Вовсе нет. Посмотри, как ступает наша героиня босыми ногами по вспаханной земле – плавно, легко, словно танцуя. Но разве работающие крестьянки ходят по пашне босиком? И ребенок играет с летними цветами, васильками, которых не бывает весной. Это – поэтический мир, где крестьянка подобна богине, она ступает по земле, как по мягкому облаку. И обычный русский пейзаж с полем и высоким небом словно преображается и приобретает величественные черты.
Еще одним выдающимся художником-жанристом был Павел Федотов. Вот его знаменитая картина «Сватовство майора». Майор приехал в семью богатого купца для «смотрин» – первого знакомства с невестой, купеческой дочкой. Он стоит в прихожей и подкручивает усы перед зеркалом. Бравую выправку майора передразнивают ножки стула. В комнату вбегает сваха, возвещая прибытие гостя, ее встречает отец невесты. В глубине комнаты служанки накрывают на стол, уже приготовлена бутылка шампанского и бокалы.


Павел Федотов. Сватовство майора. 1848. Холст, масло.58,3х75,4. Государственная Третьяковская галерея

А что же главная героиня? Современникам Федотова, хорошо знавшим строгие правила поведения в обществе той поры, была ясна комичность ситуации: купеческая дочка слишком нарядно, нескромно оделась и нацепила на себя бриллианты, которые незамужним девушкам носить не полагалось. Поэтому в последний момент, поняв это, решила спрятаться, но матушка поймала ее и пытается удержать. Это – блистательно разыгранный спектакль, где художник выступает как бы в роли режиссера. Мы, конечно, понимаем, что тема картины – обличение «брака по расчету». Но главное – мы любуемся мастерством, юмором и остроумием живописца, сочинившего эту великолепную сцену, любуемся и тщательно написанными деталями, и самой фактурой живописи, напоминающей драгоценную эмаль. Кстати, Федотов был прекрасным мастером натюрморта – обрати внимание, как хорошо изображены стеклянные бокалы, вышитая скатерть, посуда на столе. А на маленьком столике слева, у края рамы, можно разглядеть ползущего по скатерти таракана – конечно, только в Третьяковской галерее, где находится эта картина, потому что в репродукции этого не видно.

ЧТО ТАКОЕ НАТЮРМОРТ?
Натюрморт – это жанр, ведающий изображением предметов и вещей, окружающих человека в его повседневной жизни. Цветы в вазе, фрукты на блюде, посуда, книги – вот «герои» натюрморта.


Караваджо. Корзина с фруктами. Около 1597. Холст, масло. 31х47. Пинакотека Амброзиана, Милан

В переводе с французского «натюрморт» – «мертвая натура», в отличие от «живой» естественной природы. А вот по-английски и по-немецки этот жанр называется совсем по-другому: «тихая жизнь». На первый взгляд – несоответствие: мертвая натура – тихая жизнь. На самом деле никакого несоответствия нет. Ведь вещи в натюрморте неподвижны, и в то же время они – «эхо» жизни своего хозяина и многое могут рассказать о нем, нужно лишь внимательно присмотреться.


Виллем Клас Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649. Дерево, масло. 97х80,5. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва


Кузьма Петров-Водкин. Утренний натюрморт. 1918. Холст, масло. 66х88. Государственный Русский музей

В одной сказке Андерсена рассказано, как предметы на кухне ночью ожили и устроили бал, а утром опять стали такими, как прежде. Так же и вещи в натюрморте кажутся наделенными жизнью и даже характером: они чинно выстраиваются в ряд или в беспорядке «разбредаются» по столу, они отражают свет и отражаются друг в друге, мерцают, переливаются красками. Полюбуйтесь на медный бак в натюрморте Шардена – он красуется среди кухонной утвари, словно говоря: «Я здесь хозяин!»


Жан-Батист Симеон Шарден. Медный бак. Около 1734. Дерево, масло. 28,5х23. Лувр, Париж

Наверное, натюрморт – самый «живописный» из всех жанров, потому что здесь можно увидеть все богатство искусства живописи: и светотень, и форму, и фактуру, и эффекты освещения, и перспективу, и колорит. Все это ты обязательно научишься любить и ценить, если будешь внимательным зрителем.

ВСЕГДА ЛИ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЖАНР КАРТИНЫ?
Моя книга почти окончена, осталось сказать еще несколько слов. Ты познакомился с искусством живописи. Может быть, кое-что ты читал или слышал и раньше, но гораздо больше тебе предстоит узнать в будущем. А сейчас важно, чтобы ты понял: в искусстве не бывает готовых рецептов, и судить о живописи можно, лишь прочитав множество книг, а самое главное – внимательно рассмотрев, запомнив и изучив множество картин, и не в репродукциях, а в подлинниках.
В заключение – маленький урок. Ты уже знаешь большинство жанров живописи и, может быть, полагаешь, что теперь тебе будет легко определить жанр, в котором написана картина. Попробуй! Вот две очень известные картины русских художников – «Царевна-Лебедь» Врубеля и «Девочка с персиками» Серова. В каких жанрах они написаны? Попытайся найти ответ, не заглядывая в следующие строчки.


Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900. Холст, масло. 142,5х93,5. Государственная Третьяковская галерея


Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Холст, масло. 91х85. Государственная Третьяковская галерея

«Девочка с персиками» – это портрет Веры Мамонтовой, дочери Саввы Ивановича Мамонтова, коллекционера и покровителя многих русских художников. Но сейчас многие забыли имя модели, осталась – «Девочка с персиками», как пленительный образ юности, радости, весны жизни. Кроме того, ты здесь можешь найти и натюрморт, и интерьер – правда, не в качестве самостоятельных жанров. А еще – это прекрасный образец импрессионистической пленэрной живописи.
Ты может быть удивишься, но «Царевна-Лебедь» – это тоже портрет. Здесь изображена жена художника, знаменитая оперная певица Надежда Ивановна Забела-Врубель. Специально для нее композитор Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане», где Надежда Ивановна выступала в партии Царевны-Лебеди. Но ведь это еще и сказочная героиня, волшебница, только не из древних мифов, а из сказки Пушкина. Так что же, это не просто портрет, а… сказочный портрет? Вот загадка.
И, наверное, тебя приведет в недоумение вопрос о жанре картины Кандинского «Композиция 7».


Василий Кандинский. Композиция 7. 1913. Холст, масло. 200х300. Государственная Третьяковская галерея

Ты можешь сказать, что это наверное и не картина вовсе. Но это картина, это живопись, только не привычная для тебя, а еще незнакомая. Такая живопись называется абстрактной, а что это значит – ты прочтешь уже в других книгах.

Февраль – март 2001.
Tags: живопись
Subscribe

  • Про живопись. Часть 10

    Продолжение книжки с картинками про живопись. Часть 10 (пейзаж). Текст так себе, зато много хороших картинок. ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ В ПЕЙЗАЖЕ? В…

  • Про живопись. Часть 9

    Продолжение книжки с картинками про живопись. Часть 9 (исторический жанр, портрет). Портреты трудны, они требуют великого ума. Ж.-Б. Мольер…

  • Про живопись. Часть 8

    Продолжение книжки с картинками про живопись. Часть 8 (недетская глава про колорит) ЧТО ТАКОЕ КОЛОРИТ? В разговорах о живописи часто используется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments