Рабочая лошадка (ofena) wrote,
Рабочая лошадка
ofena

Category:
  • Mood:
  • Music:

Про живопись. Часть 9

Продолжение книжки с картинками про живопись. Часть 9 (исторический жанр, портрет).

Портреты трудны, они требуют великого ума. Ж.-Б. Мольер


Сандро Боттичелли. Женский портрет. Около 1475. Дерево, темпера. 61х40. Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция

ЧТО ТАКОЕ ЖАНР?
Французское слово «жанр» означает «вид, разновидность». Этим словом обычно определяют предмет или сюжет изображения в станковой картине или скульптуре. Портрет – изображение конкретного человека, пейзаж – вид местности, бытовой жанр рассказывает о повседневной жизни, в натюрморте изображаются вещи, окружающие человека в быту.
Существуют жанры, в которых представлены целые события – исторические, мифологические или описанные в Библии. Между этими «событийными» жанрами трудно провести границу. Например, существует исторический жанр. Ясно, что он посвящен изображению исторических событий. Например, в картине Брюллова «Последний день Помпеи» представлена сцена гибели античного города в I веке нашей эры. Но что считать подлинным историческим событием?
В поэме Гомера «Илиада», созданной в VIII веке до нашей эры, описываются эпизоды Троянской войны, в которой участвовали древнегреческие боги и могучие герои. Одним из главных героев «Илиады» был Ахилл, или Ахиллес – самый сильный и храбрый из ахейских воинов. Когда Ахилл был младенцем, его мать, морская богиня Фетида искупала его в водах подземной реки Стикс, и он стал неуязвимым. Сюжеты «Илиады» были издавна любимы живописцами. В картине Александра Иванова «Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора» изображен эпизод встречи Ахилла с троянским царем Приамом. Ахилл убил на поединке сына Приама – Гектора, и старый царь умоляет героя-победителя отдать ему тело сына, чтобы устроить достойное погребение.


Александр Иванов. Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора. 1824. Холст, масло. 119х124,7. Государственная Третьяковская галерея

Что это – реальная история или миф? «Конечно, миф, – скажешь ты. – Неуязвимые герои и покровительствующие им боги бывают только в мифах». Но Троя – реально существовавший город, и Троянская война тоже была на самом деле, только очень давно, за пятьсот лет до создания «Илиады», так что даже во времена Гомера она уже была легендой. И, наверное, на этой войне были герои, которые совершали такие чудеса храбрости, что и в самом деле казались неуязвимыми.
Как же, в таком случае, следует назвать жанр живописи, изображающий подобные события, – историческим или мифологическим?
Для художников эпохи Возрождения, да и более поздних эпох то, что описано в Библии и Евангелии, было подлинной историей, такой же реальной, как для нас Ледовое побоище или Куликовская битва.
Вот почему историческим жанром часто называют не только картины, посвященные событиям истории, но и религиозные, и мифологические картины.
Исторический жанр в живописи всегда был и остается самым важным и серьезным – потому что он посвящен важным и серьезным вещам: истории человечества, представлениям о мире, о красоте, о жизни и смерти, о добре и зле.


Диего Веласкес. Сдача Бреды (Копья). 1634-1635. Холст, масло. 307х267. Музей Прадо, Мадрид

Живописцы Возрождения представляли мир гармоничным и совершенным. Вот почему они любили обращаться к античным мифам, рассказывающим о прекрасных богах, воплощающих красоту, любовь, мудрость. Одна из самых знаменитых картин эпохи Возрождения – «Весна», написанная Сандро Боттичелли. Здесь изображен волшебный сад с фантастическими деревьями, на которых растут сказочные цветы и золотые плоды. В центре картины – задумчивая Венера, римская богиня любви, над ней парит амур, держащий в руках лук и стрелу. Справа – Флора, богиня цветов и садов, в венке и платье, усыпанном цветами. Рядом – лесной бог фавн, обнимающий нимфу. Слева три грации в прозрачных нарядах – это богини вечной юности (тебе, конечно, знакомо слово «грация» – оно латинское и означает изящество, прелесть), а рядом с ними – мечтательный Меркурий.


Сандро Боттиччелли. Весна. 1477-1478. Дерево, темпера. 203х314. Галерея Уффици, Флоренция

«А где же Весна?» – спросишь ты. Весна – это сама картина, подобно весеннему миру, пробуждающая поэтическую фантазию.
Вместе с религиозной и мифологической картиной одним из главных жанров живописи вскоре стал портрет.

КАКИЕ БЫВАЮТ ПОРТРЕТЫ?
Портрет был одним из первых жанров, появившихся в живописи. Еще в Средние века в религиозных композициях рядом со святыми изображались поклоняющиеся им реальные люди. Это были портреты донаторов (дарителей): донаторы заказывали художнику алтарный образ, а потом дарили картину церкви, и так увековечивали свое имя.


Ян Ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 1435. Дерево, масло. 66х62. Лувр, Париж

Человек, который позирует художнику для портрета, в науке об искусстве называется «модель». Первыми моделями живописцев стали короли, герцоги и другие знатные люди.


Тициан. Карл V в битве при Мюльбурге. 1548. Холст, масло. 332х279. Музей Прадо, Мадрид

Главной задачей портретиста было не только передать внешнее сходство, но и подчеркнуть величие, достоинство, благородство модели – художники Возрождения всегда стремились к идеалу.
Взгляни на прославленный портрет герцога Федериго да Монтефельтро, написанный художником Пьеро делла Франческой.


Пьеро делла Франческа. Портрет герцога Федериго да Монтефельтро. 1465-1466. Дерево, темпера. 47х33. Галерея Уффици, Флоренция

«Разве это идеал? – скажешь ты. – Это герцог уродлив, у него нос похож на орлиный клюв, тонкие губы, бородавки на лице». А еще, кстати, у него не было одного глаза (его выкололи копьем на поединке). Все это так, но именно благодаря тому, что художник столь решительно подчеркнул суровые черты лица герцога, это лицо производит очень сильное впечатление и запоминается надолго. А это свойственно не всякому портрету. Герцог Федериго изображен на фоне пейзажа. Этот пейзаж (написанный по законам перспективы!) кажется расположенным очень далеко, тогда как фигура герцога словно прочеканена на плоскости картины. На фоне крошечных гор, рек, кораблей она кажется огромной, словно царит над окружающим миром. Так художник передает величие модели.
Жанр портрета, как и многие другие жанры, имеет разновидности. Можно написать большую по размерам картину, изобразить модель в полный рост, в нарядной одежде с разными украшениями – лентами, орденами и драгоценностями, на фоне пейзаже или пышного интерьера. Это – парадный портрет, на нем человек предстает «как на параде».
Одним из блистательных мастеров парадного портрета был Диего Веласкес, придворный художник испанского императора Филиппа IV. Испанский двор славился богатством и роскошью, придворные, как и сами король и королева, носили наряды, украшенные драгоценными камнями, и эти наряды весили несколько килограммов, особенно женские платья. Любимицей двора была принцесса (инфанта) Маргарита. Веласкес написал несколько ее портретов. На одном из них восьмилетняя девочка изображена в атласном платье с серебристой отделкой. Инфанта кажется старше своих лет – испанский придворный этикет и мода были беспощадны, и девочка одета в тяжелое платье с огромной юбкой на специальных обручах. Даже двигаться, даже опустить руки в таком платье сложно, и Маргарита застыла в торжественной позе – гордая наследница испанского престола с печальными глазами.


Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. Около 1660. Холст, масло. 121х107. Музей изящных искусств, Будапешт

Инфанта Маргарита изображена и на другой картине Веласкеса. Это – «Менины», один из шедевров мировой живописи. Менины – это фрейлины, они опекают девочку, одна из них подносит инфанте питье в крошечном кувшинчике. Здесь и придворные, и шуты – карлик и карлица. А слева – автопортрет самого Веласкеса у огромного мольберта. Художник пишет короля и королеву, которых мы не видим (они отражаются в далеком зеркале на стене). «Менины» – тоже портрет, только не одного, а нескольких человек – групповой портрет.


Диего Веласкес. Менины. 1656-1657. Холст, масло. 318х276. Музей Прадо, Мадрид

Бывают и камерные портреты. Слово «камерный» (от латинского «камера» – комната) означает «небольшой», «скромный», «домашний» – например, камерная музыка. Камерные портреты – обычно небольшие по размеру, неяркие по колориту, и предназначены для людей близких, домашних. Твои друзья или родные вряд ли хотели бы тебя видеть величественным и горделивым, как на парадном портрете, а скорее – ласковым, внимательным, деликатным.
Прекрасный пример камерного портрета – портрет Александры Струйской, написанный Рокотовым, русским мастером XVIII века.


Федор Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской. 1772. Холст, масло. 59,8х47,5. Государственная Третьяковская галерея

Поэт Заболоцкий посвятил этому портрету стихотворение, которое начинается так:
Любите живопись, поэты!
Ведь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Души изменчивой приметы… Это значит, что портретист должен уметь изобразить не только лицо, но и душу, внутренний мир. А это очень трудная задача. Художник должен быть особенно чутким и внимательным, чтобы передать характер, темперамент, манеру поведения модели. Не всякий даже очень хороший художник к этому способен, – впрочем, не во всяком портрете это допустимо. Например, человек эпохи Возрождения был бы весьма удивлен, если бы какой-нибудь живописец попытался «влезть к нему в душу». Рассказывают, что когда римский папа Иннокентий Х увидел свой портрет, написанный Веласкесом, то с неудовольствием сказал: «Слишком правдиво». Это значит, что художник подметил в характере модели такие черты, которые желательно было скрыть.


Диего Веласкес. Портрет папы Иннокентия Х. Окло 1650. Холст, масло. 141х119. Галерея Дориа-Памфили, Рим

Когда в XVII веке по всей Европе возникли Академии художеств, где живописцев обучали по строгой системе (образцами для учеников служили картины Возрождения), то там портрет считался «низшим жанром». Тогда казалось, будто портреты писать легко и для этого не нужно особого мастерства (а высшим достижением считалось создание сложной мифологической или религиозной композиции, с глубоким пространством, с множеством фигур). На самом же деле портрет – один из самых сложных жанров. Недаром знаменитый драматург Мольер говорил: «Портреты трудны, они требуют великого ума».
Tags: живопись
Subscribe

  • Про живопись. Часть последняя

    Продолжение книжки с картинками про живопись. Часть 11, она же последняя (некоторые из оставшихся жанров и заключительный реверанс). В картине…

  • Про живопись. Часть 10

    Продолжение книжки с картинками про живопись. Часть 10 (пейзаж). Текст так себе, зато много хороших картинок. ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ В ПЕЙЗАЖЕ? В…

  • Про живопись. Часть 8

    Продолжение книжки с картинками про живопись. Часть 8 (недетская глава про колорит) ЧТО ТАКОЕ КОЛОРИТ? В разговорах о живописи часто используется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments